Аудиоформаты

Назад    Вниз

Разобраться во всех доступных сегодня аудиоформатах достаточно сложно, у каждого из них есть свое назначение и свои преимущества. Условно все аудиоформаты можно разбить на три группы по степени сжатия и потерям качества.

Аудиоформаты без жатия данных

WAV (.wav) – основной формат для хранения и обработки звука в Windows. Отличается превосходным качеством, обратной стороной чего является большой размер WAV-файлов – 10 Мб в минуту.

AIFF (.aiff) – аналог WAV для компьютеров Macintosh, но благодаря отличному качеству звука и богатым возможностям получил популярность и на других платформах. Широко применяется в семплерах и синтезаторах.

MIDI (.midi) – трудно поставить в один ряд с другими форматами. Дело в том, что файлы MIDI не содержат записи звука, а лишь команды синтезатору воспроизвести ту или иную ноту инструмента из заданного набора. При этом файлы получаются крайне компактными, но звучат они на разных устройствах очень по-разному.

Аудиоформаты со сжатием без потерь качества

FLAC (.flac) – благодаря фирменному алгоритму сжатия FLAC-файлы занимают не так много места, как, скажем, WAV (примерно в 1,5-2 раза меньше). Для воспроизведения таких файлов от плеера или коммуникатора требуется высокая производительность.

APE (.ape) – чемпион по коэффициенту компрессии среди форматов без потерь качества. При этом APE имеет два существенных недостатка – высокие требования к производительности плеера и невысокую распространенность.

M4A, или Apple Lossless (ALAC, ALE, .m4a) Разработан компанией Apple, однако со временем стал открытым форматом. Размер файлов в M4A не слишком большой – в среднем на 50% меньше оригинала, однако отличаются отменным качеством. При этом с проигрыванием M4A справляются и относительно медленные устройства, что делает его очень удобным для портативных плееров – тех же iPod.

WavPack (.wv) – альтернатива FLAC. Это открытый формат с очень любопытными возможностями. Особенно интересен тем, что позволяет кодировать звук в два файла: один с потерями качества и другой добавочный, позволяющий восполнить потери аудиопотока, если возникла такая необходимость.

Аудиоформаты со сжатием и потерями качества

MP3 (.mp3) – самый распространенный цифровой аудиоформат. Обязан этим высокому коэффициенту сжатия и хорошему (в случае высокого битрейта – 256 и 320 Кбит/с) качеству звука. Сжатие в MP3 основано на удалении “лишних”, согласно психоакустичесткой модели, компонентов сигнала – например, частот, которые человеческое ухо не воспринимает.

AAC (.3gp, .mp4, .aac) – закрытый формат, который позиционируется как логическое развитие MP3. Выдает более качественный звук с меньшими потерями и улучшенной технологией кодирования. Поддерживается большинством портативных устройств.

OGG Vorbis (.ogv, .oga) – свободная альтернатива MP3 и AAC. По качеству превосходит MP3 (максимальный битрейт – 700 Кбит/с), однако уступает ему по распространенности, что и является его основным недостатком.

Real Audio (.ra) – спецформат, предназначенный для передачи звукового потока в реальном времени по медленным и ненадежным каналам связи. Аудиофайл продолжительностью 30 секунд должен передаваться не больше чем за 30 секунд, как бы ни была узка полоса пропускания. На высокое качество звука RA не претендует.

WMA (.wma) – целое семейство форматов, поддерживающих сжатие как с потерями качества, так и без. Разработан Microsoft, имеет встроенную систему защиты авторских прав DRM, которая позволяет прослушивать файлы только на том устройстве, на которое они были загружены из музыкального магазина.


Назад    Вверх